Новости

Набережная для Иркутска. Как создается новая визитная карточка города

В Иркутске презентовали концепцию единой городской набережной: она предусматривает объединение в прогулочную зону всех участков. На одном из них – Цесовской набережной – уже работает крупный инвестор, компания En+ Group. Как изменится облик города? Чем полезно государственно-частное партнерство? И почему Иркутску не обойтись без берегоукрепления? Эти и другие вопросы обсудили на заседании Общественной палаты города 1 сентября.

Город на воде 

По проекту, единая городская набережная должна объединить в прогулочную зону все существующие участки: от плотины до бульвара Постышева, от бульвара до развязки Академического моста, бульвар Гагарина, Цесовскую набережную, Нижнюю Набережную, отрезок от Московских ворот до устья Ушаковки. Концепция единой набережной была разработана Агентством развития территорий «Градостроительная школа» совместно с городской администрацией и общественностью.

Директор «Градостроительной школы» Алиса Козак, выступая на заседании Общественной палаты, отметила, что Иркутск – это город на воде. 
«Вода – это наш основной ресурс, как с точки зрения рекреации, так и в целом. Основной вопрос – как работать с этим ресурсом в структуре города».

До недавнего времени о комплексном подходе речи не шло. Работая над концепцией единой набережной, команда «Градостроительной школы» собрала всю актуальную информацию в одну карту. На сегодняшний день, по словам Алисы Козак, некоторые элементы не стыкуются между собой, а благоустроено и доступно горожанам лишь 4 километра набережных. «10 километров – участки, которые находятся на стадии проектирования. Более 13 километров пока никем не запроектированы, не продуманы».

Крайне важно, по мнению эксперта, уделить внимание вопросам берегоукрепления. Благодаря плотине ГЭС, иркутяне на долгие годы забыли о проблеме наводнений. Однако в последние два года высокий уровень воды в Байкале и реках Бурятии привел к повышению сбросных и грунтовых вод и подтоплению многих домов и участков в Иркутске.
Сейчас по заказу городской администрации идет подготовка проектно-сметной документации по берегоукреплению участка Ангары от Вечного огня до Глазковского моста. Финансирование этих работ будет федеральным.

Алиса Козак призвала обратить внимание на стратегию водно-зеленого каркаса, над которой работает Минстрой РФ. «Для Иркутска эта тема очень актуальна: с одной стороны, это решение вопроса связанности рекреационных пространств, с другой – работа с природой, которая нам неподвластна. Мы видим, как поднялась Ангара – с этим нужно жить дальше, искать новые форматы отношения к набережным. Стихию не стоит пытаться остановить, с ней надо работать».

По мнению директора «Градостроительной школы», если объединить усилия властей разного уровня, бизнеса, общественности и ближайшие пять лет посвятить теме Иркутска как «города на воде», то единая набережная может стать новой визитной карточкой города – не менее значимой, чем 130 квартал.

Трансформация началась

«Пионером» в деле благоустройства набережной и изменения облика города выступает En+ Group. Инициатором городских изменений в свое время был основатель компании Олег Дерипаска. А в прошлом году компания объявила о переносе штаб-квартиры из Москвы в Иркутск и уже приступила к работам по благоустройству Цесовской набережной и прилегающей территории. В планах – восстановление объектов культурного наследия, в частности, знаменитых Курбатовских бань, и строительство новых: к 2025 году на территории появится современный деловой центр, жилой квартал, гостиница.

«Предприятия группы расположены сегодня по всему миру, но центром активов является Восточная Сибирь, ангаро-енисейский кластер. Иркутск – центр нашей электроэнергетики, и именно сюда должен переехать головной офис компании», – рассказал Антон Бутманов, директор департамента устойчивого развития En+ Group.
По его словам, на сегодняшний день каждый 50-й работающий в Иркутской области является сотрудником предприятий группы: компании не все равно, что происходит в регионе. Трансформируясь сама, En+ Group меняет и территорию присутствия, делая все, чтобы и сотрудникам, и их семьям было комфортно.

«Мы должны смотреть в будущее, – пояснил Антон Бутманов. – Да, у Иркутска очень непростая и интересная история. Но давайте попробуем сделать что-то, что станет архитектурной доминантой, основанной на самобытности города, и позволит при этом смотреть в будущее – и технологически, и архитектурно».

За воплощение идеи взялся японский архитектор с мировым именем Кэнго Кума. Объекты стали собираться, как пазл: ТЭЦ-2, Курбатовские бани, Дом приемов, главный офис En+, гостиница «Ретро», жилой квартал… В итоге сложился закольцованный, масштабный проект с единым благоустройством и набережной, которая будет открыта для города и станет, по задумке авторов, новым иркутским Арбатом.

По словам мэра Иркутска Руслана Болотова, реновация Цесовской набережной – очень важный инфраструктурный проект. «В ближайшие годы город может получить аналог 130 квартала. Частно-муниципальное партнёрство, которое сегодня существует с компанией En+ Group, – это возможность комплексно преобразить береговую линию Ангары длиной более 9 километров. С практической точки зрения строительство новых объектов и реконструкция существующих – это сотни новых рабочих мест, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней и создание новых точек притяжения для всех иркутян».

Источник: Жилая коммерческая недвижимость. Байкальский регион 
Города меняются для нас Благоустройство Городская среда